Стратегия

социально-экономического развития муниципального образования

Пономаревский район до 2020 года

 

 

 

 

с. Пономаревка, 2012 г.

Оглавление

Введение. 3

1. Краткие сведения о МО Пономаревский район. 4

2. Оценка ключевых внешних и внутренних факторов развития, рисков и ресурсных возможностей МО Пономаревский район. 4

2.1. Принятые допущения. 4

2.2. Внутренние и внешние факторы.. 4

2.3. SWOT-анализ социально-экономического развития. 4

МО Пономаревский район. 4

3. Стратегические направления социально-экономического развития МО Пономаревский район 4

3.1. Основная цель развития муниципального образования Пономаревский район. 4

3.2. Вероятные сценарии стратегического развития Оренбургской области и их влияние на стратегию развития МО Пономаревский район. 4

3.3. Стратегические направления развития и выбор сценария развития муниципального образования 4

4. Программы реализации стратегических направлений. 4

4.1. Система мер и мероприятий по созданию условий устойчивого развития экономики МО Пономаревский район. 4

4.1.2. Формирование инвестиционного имиджа МО Пономаревский район. 4

4.1.3. Поддержка малого и среднего бизнеса. 4

4.1.4. Основные направления бюджетной политики. 4

4.2. Социальная политика и создание условий для гармоничного развития личности. 4

4.3. Управление качеством иммиграционных потоков..

5. Механизмы реализации стратегии.. 4

5.1. Основания для внесения изменений в Стратегию развития. 4

6. Основные целевые индикаторы, достижение которых должна обеспечивать стратегия социально-экономического развития. 4

МО Пономаревский район. 4

Приложение 1. Перечень потенциальных инвестиционных проектов. 4

     

 

 

Введение

Актуальность решения вопросов стратегического развития муниципального образования Пономаревский район обусловлена преобразованиями экономического уклада жизни страны, произошедшими в последнее десятилетие XX века и первое десятилетие XXI века. Основными из них были и остаются экономическая децентрализация, расширение прав регионов и муниципальных образований, их экономических возможностей, и, в значительной степени, отсутствие эффективной методики управления социально-экономическими процессами на местном уровне.

Сегодня каждое муниципальное образование во многом самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально-экономическое состояние, имидж и перспективы развития.

Изменение содержания местного самоуправления в связи с принятием 6 октября 2003 года Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющего возможность под свою ответственность решения населением соответствующей территории местных вопросов, стало основанием для самостоятельной разработки и реализации муниципальной стратегии.

Следовательно, сегодня подотчетные населению органы местного самоуправления получили право формулировать долгосрочные и среднесрочные цели местного развития и определять способы их достижения.

Принятие этого закона дало возможность привлекать наиболее активные слои населения к решению местных проблем, что порождает у людей заинтересованность в судьбе своей малой родины, в развитии местного хозяйства, использовании природных, интеллектуальных, управленческих и других ресурсов. Это позволяет населению через организацию и развитие местного самоуправления самому подключиться к поиску средств для решения социальных вопросов, создания современной инфраструктуры муниципального образования, улучшения окружающей среды. Долгосрочным ориентиром в этой работе должны стать стратегические планы социально-экономического развития муниципальных образований.

Сегодня процессы стратегического планирования местного самоуправления идут во всем мире. Растет роль организующих способностей местных властей, объединяющих различные субъекты экономики с различными интересами на территории муниципального образования для достижения общих целей.

В России наиболее активные муниципальные образования также осуществляют стратегическое планирование социально-экономического развития, используя опыт западных городов и отечественные разработки.

В современных условиях рыночных отношений перед органами местного самоуправления муниципального образования Пономаревский район стоит задача согласования интересов всех субъектов муниципального образования, что даст возможность эффективно развиваться району. Назрела необходимость долгосрочного планирования и разработки стратегии развития территории, которая должна стать документом общественного согласия.

Руководство области придает большое значение управлению развитием на основе принципов стратегического планирования. В этих целях была разработана Стратегия развития Оренбургской области до 2030 года. В соответствии с базовым сценарием устойчивого развития в качестве общей стратегической цели развития региона на период до 2030 г. определено достижение высокого качества стандартов жизни и условий, при которых это состояние может сохраняться в долгосрочной перспективе. Стратегия ориентирует регион на инновационный прорыв, повышение качества жизни населения, заметное увеличение масштабов экономики (таблица 1).

 

Таблица 1- Целевые показатели развития Оренбургской области до 2030 гг.,

в ценах 2005 г.

 

Наименование показателя

Отчет

Прогноз

2005

2009

2015

2030

2030 г. к 2005 г. (раз)

Среднедушевые денежные доходы населения, руб.

4988

7100

10200

21500

3,6

Среднемесячная заработная плата одного работника, руб.

6163,5

9400

17500

32000

4,8

Общая площадь жилья на одного жителя, кв. м

19,8

20,7

23

26

1,3

Естественный прирост населения в год, %

-0,5

-0,4

0

1,5

-

Продолжительность жизни, лет

65

66

68

71

1,1

ВРП, млрд. руб.

217

275

400

750

3,4

ВРП на 1 жителя, тыс. руб.

101,4

-

-

300

2,92

Объем инвестиций в основной капитал (нарастающим итогом), млрд. руб.

36,8

140

370

730

-

Доля высокотехнологичной продукции в объеме отгруженной продукции, %

1,5

7,5

20

35

23

Объем продукции сельского хозяйства, млрд. руб.

31,4

33

37

49,8

1,6

 

Приведенные целевые показатели должны быть приняты на уровне каждого муниципального образования Оренбургской области.

Для их достижения необходимо разобраться со сложившейся ситуацией в каждом муниципальном образовании и выявить факторы, которые могут повлиять на развитие социально-экономической жизни, служить точками роста экономики.

Таким образом, для достижения указанных показателей в каждом муниципалитете должны быть разработаны и приняты стратегии развития, направленные на достижение указанных показателей и основанные на максимальном использовании возможностей развития муниципалитетов.

1. Краткие сведения о МО Пономаревский район

 

Дата образования района - 14 июля 1928 г.

Площадь территории - 2,07 тыс. кв. км.

Население - 15,35 тыс. чел.

Сельские администрации - 16.

Населенные пункты - 34.

 

Пономаревский район расположен в северо-западной части Оренбургской области, на севере район граничит с Башкортостаном и Абдулинским районом Оренбургской области, на востоке с Шарлыкским районом, на юге с Александровским, на западе с Красногвардейским и Матвеевским районами области. Протяженность территории района с севера на юг 55 км., с запада на восток – 58 км.

Административным и экономическим центром района является село Пономарёвка с численностью жителей 5457 человек , площадь его составляет 8,74 кв.км. Районный центр находится в 220 км. от областного центра по дороге государственного значения Оренбург-Казань, в 65 км. от железной дороги (ст. Абдулино), в 150 км от г. Бугуруслана, в 360 км. от г. Самары, в 250 км. от г.Уфы. Разница с московским временем 2 часа.

 

Население. Демография.

Численность населения Пономаревского района на 01.01.2011 года составляет 15,35 тыс. человек.

В национальном составе населения основную часть жителей составляют русские - 69,9%, татары - 16,8% и мордва - 10%. Численность других народов незначительна.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики наблюдается отрицательная динамика убыли численности населения в Пономаревском районе. За 5 лет численность сократилась на 9%. Динамика численности населения района представлена на рис.1.

 

Рисунок 1 - Динамика численности населения, тыс. чел.

 

Отмечается как естественная убыль, так и миграционная, причем темпы миграционной резко увеличиваются (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Динамика естественного и миграционного приростов

 

Характеристика природно-климатических условий района.

Рельеф землепользования волнисто-холмистый с развитой сетью оврагов и балок. Почвенный покров представлен черноземами обыкновенными, типичными и сбалансированными. Основные физические и химические свойства почв вполне благоприятны для земледелия. Район благоприятен для возделывания картофеля, озимых, зерновых, подсолнечника. Они занимают ¾ всей площади района.

Для растительного покрова характерна разнотравно-типчаково-ковыльная степь. Лесами богата лишь северо-восточная часть района. К северу от долины реки Дёма преобладают довольно крупные байрачные и приводораздельные дубово-липовые с примесью берёзы и осины лесные массивы. Лесная площадь района составляет 11865 га (6%).

Климат района резко континентальный – холодная суровая зима, жаркое лето, короткий весенний период, быстрый переход от зимы к лету, неустойчивость и недостаточность осадков, интенсивность процессов испарения. Климатические условия благоприятны для произрастания лесной растительности. Среднегодовая температуру воздуха +2,3оС. Самый холодный месяц года – январь, среднемесячная температура –15,3о С. Самый теплый месяц июль, среднемесячная температура +19,4оС. Средняя дата первого заморозка 7 сентября, последнего – 4 июня.

Атмосферных осадков за год выпадает 420 мм, причем большая их часть приходится на весеннее-летний период (около 70%). Снежный покров устанавливается в конце второй – начале первой декады ноября, его продолжительность 146-160 дней. На территории района преобладают ветры южного и юго-западного направления, средняя скорость ветра в течение года от 4,0 до 6,4 м/сек., средняя за год 5,2 м/сек.

 

Водные ресурсы.

Большая часть района расположена в бассейне рек Дема (протяженность ее в пределах района 63 км., ширина 8-12 м), Седяк (протяженность 36 км., ширина 3-6 м.), Садак (протяженность 74 км., ширина 6-10 км.), юг и югозапад открывают верховья рек Самара, Бол.Кинель (протяженность в пределах района 22 км.) и Турганик (18 км.), на востоке района протекает река Тятерь. Переход от пойм к водоразделу постепенный. Реки замерзают в середине ноября, вскрываются в начале апреля. Весенний ледоход продолжается 2-6 дней Максимальный подъем уровня воды происходит в апреле и сопровождается разливом рек, продолжительностью от 5 до 10 дней. Населенные пункты в период разлива рек от административного центра не изолированы.

Число озер незначительное. На территории района находятся 33 пруда и 2 водохранилища с общим объемом воды 2,7 млн. м3. из них 5 объектов с объемом воды более 100 тыс. м3. Зон катастрофического затопления нет. Судоходных рек нет. В целом район имеет удовлетворительную обеспеченность водой. В районе есть возможность расширения существующих и создание новых водоисточников для орошения с/х земель и водоснабжения. Практически все водоемы пригодны для рыбной ловли, что определяет их высокую посещаемость, особенно в осенне-летний период. Водные объекты достаточно пригодны для обитания водоплавающей дичи.

Назначение водных ресурсов хозяйственно-питьевое.

 Минеральные ресурсы.

Основным минеральным ресурсом является нефть. В районе открыто 13 месторождений нефти: Пономаревское – северо-восточнее райцентра, Романовское – на левобережье реки Демы, в 7 км. северо-западнее д.Ратчино. Между этими месторождениями разведаны четыре мелких месторождений-спутников: Отрадненское, Григорьевское, Алябьевское и Бесединское. Помимо этого на юге, из Шарлыкского и Александровского района, заходит часть Родниковского месторождения нефти, а на северо-западе, из Абдулинского района – часть газонефтяного Ефремово-Зыковского месторождения. Среднегодовой объем нефти составляет около 472 тыс. тонн.

Действущих месторождений нефти 9, из них шесть месторождений (Еф-Зыковское, Самодуровское, Пономаревское, Врезовское, Романовское, Родниковское) обслуживает НГДУ «Сорочинскнефть», Барсуковское месторождение обслуживает ООО «Бугурусланнефть», Бесединское и Алябьевское месторождения обслуживают ООО «Веселовское». По объёму добычи нефти район находятся на пятом месте в области.

Имеются также Пономаревское месторождение кирпичных глин. Последнее расположение в 2 км. юго-западнее с.Пономаревки. Глины, при их отложении 20% песка местного месторождения, пригодные для производства морозостойкого кирпича марок 100-150. Из глин можно изготавливать черепицу, балансовые запасы глин по категориям А+В+С1 составляет 935 тыс.куб.м. Имеется карьер по разработке песчанно-гравийных смесей вблизи с.Дюсьметьево, запасы которого официально не разведаны. Геологические изыскания полезных изысканий (за исключением нефти) не проводились.

Транспортная инфраструктура.

Общая протяженность автомобильных дорог по району - 285 км., в том числе, асфальтобетонных – 57,3 км.(федерального значения), щебенчатых – 191,6 км., грунтовых (без покрытия) 36,1 км. Густота автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием в расчёте на 1000 квадратных километров территории составляет 119.3 км.

Ремонт и содержание дорог осуществляется Шарлыкским дорожным управлением ГУП «Оренбургремдорстрой».

На территории района действует 11 регулярных муниципальных маршрутов, общая протяженность которых составляет 287 километров. Регулярным автобусным сообщением охвачено 100% населения района. Перевозку грузов осуществляет частное предприятие – ООО «Пономаревкатранспред», а также индивидуальные предприниматели и частные перевозчики.

 Энергетическая и коммуникационная инфраструктура.

Через территорию района проходят 2 магистральных газопровода (Оренбург-Казань, протяженностью 61км. и Оренбург-Заинск, протяженностью 61 км.), 1 магистральный продуктопровод (Оренбург-Шкапово (ШФПУ) протяженностью 61 км. Общая протяженность газопроводов составляет 532,38 км., в т.ч. протяженность межпоселковых газопроводов высокого давления составляет 202,02 км. Общая протяженность внутрипоселковых газопроводов низкого давления составляет 291,16 км. и высокого давления 39,28 км. Построено 54 мини-котельни. Годовой объем потребления газа в районе составляет 23 млн.м3.

Имеется шесть электроподстанций. Суммарная установленная мощность подстанций – 62,1 тыс. кВА. Установлено 278 трансформаторных подстанций ТП-10/0,4, установленная мощность которых составляет 37,0 тыс. кВА. Годовое потребление электроэнергии Пономаревским районом составляет – 21,7 млн. кВт. , в т.ч. коммунэлектросети 4,8 млн.кВт. Протяженность электролиний ВЛ-0,4, ВЛ 10 кВ составляет 746 км.

 

Услуги связи в Пономарёвском районе осуществляют структурные подразделения филиалов: ФГУП «Почта России», ОАО «Волгателеком», Оренбургские телекоммуникационные сети, линейно-технический цех с. Пономаревка. Зона обслуживания состоит из 15 телефонных станций в селах района и 6 узлов доступа к сети передачи данных. Число абонентов сети общего пользования 2,9 тыс.чел.

Количество операторов связи 5: ОАО «Волга-Телеком», сотовой связи «Билайн», «Мегафон», «МТС», GCM. Обеспечение сетью Интернет осуществляют все операторы связи. Число абонентов сети общего пользования ОАО «Волга-Телеком» 2896,число пользователей сети Интернет 983. На территории района имеются 35 таксофонов. Телекоммуникации обеспечивают 3 общедоступных канала : Россия и Россия-2, Звезда и принимается телевещание башкирского канала БСТ. С 2008 года работает кабельное телевидение в селах Пономаревка, Наурузово, Дюсьметьево. Количество абонентов с каждым годом увеличивается и составляет в настоящее время 0,98 тыс.чел. Кабельное телевидение транслирует 15 каналов. Также развита сеть приема спутникового телевидения. Радиокоммуникации обеспечивают несколько доступных каналов, в том числе «1-ФМ», «Радио России».

 

Социальная инфраструктура.

Образовательные учреждения представлены 17 школами , в том числе 8 основных, 9 средних. В них обучается 1557 учащихся. Имеется 17 школьных столовых, 13 имеют типовые пищеблоки и 4 приспособленные, также имеются 4 детских дошкольных учреждения, районный Дом детского творчества, детско-юношеская спортивная школа. Частных образовательных учреждений на территории района нет. До 2015 года строительство школ не планируется, так как количество учащихся на эти годы увеличиваться не будет, прогнозируется уменьшение количества школ на 2 единицы.

Здравоохранение Пономаревского района представляет МУЗ Пономаревская центральная районная больница, в состав которой входят , 4 амбулатории, одна поликлиника на 175 посещений в смену, 18 фельдшерско - акушерских пунктов, один дом - интернат для престарелых, детский приют. Центральная районная больница рассчитана на 105 коек круглосуточного пребывания и 11 коек дневного пребывания.

Воздвиженская, Фадеевская, Софиевская, Равнинная, врачебные амбулатории на 60 посещений в смену и дневным стационаром на 9 коек.

В районе имеется 18 фельдшерских пунктов, при них и при амбулаториях действуют 5 зубоврачебных и 6 физиотерапевтических кабинетов.

В составе ЦРБ имеется отделение скорой медицинской помощи на 1 круглосуточную фельдшерскую бригаду, которая обслуживают все населенные пункты района. Радиус обслуживания до 70 км.

Число врачей всех специальностей – 42, численность среднего медперсонала – 179 человек. Количество врачей и средний мед. персонал до 2013 года планируется к сокращению из-за уменьшения численности постоянного и прикрепленного населения. Закрытие и строительство медицинских учреждений до 2014 не планируется.

Частных лечебных учреждений на территории района нет.

 

Инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства. 

Жилищное хозяйство в районе состоит из магистральных водоводов протяженностью 26 км. и износом в 32%, уличной водопроводной сети протяженностью 125 км. и износом в 68, артезианских скважин в количестве 38 штук с износом в 66%, 38 насосных станций с износом в 30%. И 1 станция 2-го подъема. Имеются также канализационные сети протяженностью 2,5 км. и очистные сооружения со 100% износом, 4 муниципальных котельные, 51 ведомственные котельные с 47% износом.

Центральным отоплением пользуются 175 индивидуальных абонентов и 15 юридических лиц предприятий и организаций. Общая протяженность тепловых сетей составляет 8,61 км. с износом в 60%.

 

Финансовые институты.

На территории Пономаревского района действуют такие финансовые организации, как расчетно-кассовый центр Центробанка России, который подкрепляет пять районов (Пономаревский, Матвеевский, Абдулинский, Шарлыкский и Александровский). Имеется допофис СБ России с центральным офисом в с.Пономаревка и 9 кассовыми узлами в сельских населенных пунктах района и Пономаревский дополнительный офис ОАО «Россельхозбанка».

Страховые кампании представлены филиалом ООО «Росгосстрах-Поволжье», ООО «Альфа-страхование», ООО «Группа Ренессанс Страхование» и ООО «Ингосстрах».

 

Экономический потенциал и структура экономики.

Основной отраслью экономической деятельности в районе является сельское хозяйство. В нем занято13 сельскохозяйственных предприятий , 130 крестьянско-фермерских хозяйств , 65 индивидуальных предпринимателей, а также 6756 личных подсобных хозяйства.

Основное направление хозяйственной деятельности сельхозпредприятий – производство и реализация зерна, подсолнечника, молока и мяса.

Работают 5 предприятий перерабатывающей промышленности, 5 предприятий строительства.

Промышленная база в районе слабо развита. В основном ее представляют обрабатывающие производства: хлебопекарные предприятия Пономаревского райпо и частных предпринимателей, а также перерабатывающие цеха сельхозпредприятий (по производству пищевых продуктов, кормов для с/х животных, производство и реализация зап.частей, ремонт с/х техники), Пономаревский лесхоз (обработка древесины и производство из него), редакция газеты «Демские Зори» (издательская и полиграфическая деятельность), МУП «Пономаревское» и «Фадеевское» ЖКХ (производство и распределение теплоэнергии и воды), кооператив «Рассвет», организованный на базе бывшего маслосырзавода (переработка молока, производство сыра и масла), ООО «Софиевские колбасы» (переработка мяса).

 

2. Оценка ключевых внешних и внутренних факторов развития, рисков и ресурсных возможностей МО Пономаревский район

 

2.1 Принятые допущения

  Бюджетная политика государства останется без изменений.

  Потенциально скорое вступление России в ВТО, что может изменить политику государства в части помощи сельскому хозяйству.

  Не ожидается существенных изменений в сфере государственного управления миграционными потоками, регулирования демографических процессов, отказа от сырьевого вектора развития.

  Сохранится определенный интерес внешних инвесторов к реализации инвестиционных проектов на территории РФ.

 2.2. Внутренние и внешние факторы

Для более четкого и системного представления об особенностях процесса развития МО Пономаревский район были выделены основные факторы, оказывающие влияние на развитие. Факторы поделены на внутренние и внешние по отношению к системе муниципального образования МО.

Внутренние факторы имеют свою основу внутри системы МО и на них могут влиять субъекты и объекты, реализующие стратегию, следовательно, можно сформировать методы воздействия на эти факторы и учитывать их в стратегии.

Внешние факторы имеют свою основу за пределами системы МО и влиять на них зачастую бывает либо невозможно, либо довольно трудно и неэффективно. Поэтому их влияние следует учитывать в стратегии, как заданные условия с учетом прогноза их изменения и воздействия на систему МО.

 

Международные

-       более благоприятные условия ведения бизнеса на территории Республики Казахстан;

-       обострение конкуренции за право наилучших условий доступа к важнейшим ресурсам развития человечества: природным, трудовым, финансовым и прочим;

-       дальнейшее усиление взаимозависимости развития стран, регионов и городов в условиях глобализации;

-       сохранение существенных диспропорций в уровнях развития различных стран, регионов и городов;

-       попытки вытеснить Россию с традиционных рынков с помощью элементов политического давления;

-       усиление технологического давления стран, обладающих прорывными технологиями и стремящихся закрепить эти конкурентные преимущества на долгую перспективу;

-       повышение значимости формирования экономики, основанной на использовании знаний, усиление роли инноваций, наукоемких и высокотехнологичных секторов экономики.

 

Общероссийские

-       тенденции в области государственного строительства и региональной политики, включая межбюджетные отношения;

-       темпы роста российской экономики;

-       конкуренция других регионов за международные инвестиции;

-       уровень инфляции;

-       динамика реального курса рубля;

-       демографическая ситуация (включая миграционную политику);

-       условия осуществления внешнеэкономической деятельности, влияющие на изменения объемов и структуры экспорта и импорта;

-       порядок реформирования естественных монополий и динамика роста тарифов на их услуги и продукцию;

-       ход реализации реформы ЖКХ;

-       состояние, тенденции и перспективы развития металлургических производств и добычи полезных ископаемых.

 

Региональные

-       реализация основных направлений Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года;

-       значительный природно-ресурсный потенциал;

-       высокий налоговый потенциал;

-       относительно низкий уровень социально-экономического развития;

-       неблагоприятный климат и тяжелая экологическая обстановка;

-       реформа управления.

 

 2.3. SWOT-анализ социально-экономического развития МО Пономаревский район

Проведенный анализ текущего состояния экономики, социально- демографических параметров, качества, инфраструктуры и социальных составляющих района позволил выявить конкурентные преимущества и ключевые проблемы развития муниципального образования, рассмотренные в контексте основных направлений деятельности администрации. Для структурирования имеющейся информации был проведен SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования Пономаревский район (Таблица 2).


Таблица 2 - Сильные, слабые стороны, возможности и угрозы, определяющие направления развития

МО Пономаревский район

Факторы

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Географическое положение

1. Приграничное положение с экономически развитой Башкирской республикой.

2. Через район проходит федеральная трасса Оренбург-Казань.

1. Удаленность от областного центра.

2. Отсутствие железнодорожной ветки.

Природные ресурсы

1. Наличие больших площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного производства.

2. Наличие развитой речной сети и водных ресурсов для орошения с/х земель и водоснабжения.

1. Риски ведения земледелия. Района находится в умеренных широтах с резко континентальным климатом (холодная зима и жаркое лето).

2. Заиливание и обмеление рек.

 

Население

1. Многонациональное население

2. Активная жизненная позиция

3. Высокая предпринимательская активность

1. Естественная убыль населения.

2. Миграционный отток населения.

3. Неблагоприятная возрастная структура населения.

Агропромышленный комплекс

1. Сложилась система поддержки отрасли, реализуемая по областным и федеральным целевым программам.

2. Применение современных технологий. Внедрение энергосберегающих технологий.

 

1. Снижение площади используемых сельскохозяйственных угодий, посевных площадей.

2. Низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве.

3. Отсутствие организованной системы сбыта продукции, произведенной в ЛПХ.

4. Высокая доля физически и морально устаревшей сельскохозяйственной техники и оборудования.

5. Отсутствие системы научного обеспечения в агропромышленном комплексе района, информационно-консалтинговых структур.

6. Происходит снижение доли крупных и средних сельскохозяйственных предприятий в пользу малых форм хозяйствования.

Промышленность

1. Существует база для расширения промышленности по переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Наличие минеральных ресурсов, пригодных для производства строительных материалов.

1. Убыточные промышленные предприятия.

2. Слабая организация маркетинга на предприятиях.

3. Отсутствие инвестиционных площадок с подготовленной инженерной инфраструктурой.

4. Отсутствие организованной отрасли переработки сельскохозяйственного сырья при наличии серьезной сырьевой базы.

5. Мелкотоварное производство, не позволяющее занять ощутимую долю рынка отдельно взятому производителю.

Транспорт и связь

1. Через район проходит федеральная трасса Оренбург-Казань.

2. Наличие автотранспортных предприятий.

3. Охват регулярным автобусным сообщением населения района - 100 %

1. Недостаточно развитая сеть связи, телекоммуникаций и информационных технологий в малых поселениях.

2. Отсутствие железнодорожной ветки.

Предпринимательство и малый бизнес

1. Рост предпринимательской активности населения.

2. Устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства.

3. Увеличение числа занятых в малом бизнесе.

4. Основные виды деятельности малых предприятий - сельское хозяйство (56,2%).

5. Наличие муниципальной программы поддержки малого и среднего бизнеса, участие в государственных программах поддержки малого предпринимательства.

6.Рост налоговых поступлений от СМП.

7. Наличие в районе информационно-консультационного бизнес-центра и программ по поддержке предпринимательства.

1. Недостаток собственных финансовых средств малых предприятий, сдерживающий обновление основных фондов и внедрение новых технологий.

2. Отсутствие кооперации среди предпринимателей и малых предприятий для развития своего бизнеса.

3. Отсутствие кредитных кооперативов.

4. Незначительное число малых предприятий, ориентированных на оказание бытовых и других услуг населению в сельской местности.

Инвестиции

1. Участие в федеральных и областных инвестиционных программах.

2. Наличие инвестиционного паспорта муниципального образования.

 

1. Падение объемов инвестиций.

2. Сокращение доли инвестиций в производственную сферу (до 5%).

3. Отсутствие полностью сформированных инвестиционных площадок для предложения потенциальным инвесторам.

4. Необходимость прокладки дополнительных коммуникаций к возможным промышленным зонам.

5. Отсутствие практики привлечения внешних инвесторов.

6. Не определены стратегические направления инвестирования.

7. Низкая доля инвестиций из внебюджетных источников.

Бюджет

1. Многолетняя отработанная система работы администрации района по максимальному получению бюджетных доходов.

2. Резервы по увеличению налоговых поступлений за счет:

- создания новых рабочих мест;

- строительства новых предприятий и технического перевооружения и обновления основных фондов действующих предприятий;

- увеличения количества рентабельных сельскохозяйственных предприятий и массы прибыли в связи с модернизацией сельскохозяйственного производства и внедрения малозатратных технологий;

- развития малого и среднего бизнеса.

1. Значительная дифференциация поселений по уровню социально-экономического развития и получению собственных бюджетных доходов.

2. Низкая доля налоговых поступлений в структуре наполнения бюджета (20%).

3. Низкая доходность, убыточность муниципальных предприятий.

 

Уровень и качество жизни населения

Финансирование социальной сферы

1. Финансирование учреждений в рамках реализации муниципального задания.

1. Недостаточный для развития уровень бюджетного финансирования образования, здравоохранения, культуры, спорта.

2. Финансирование по нормативному принципу

Уровень доходов населения

1. Приемлемо низкий уровень регистрируемой безработицы (2 %).

2. Проводится опережающее обучение граждан, находящихся под риском увольнения.

 

1.Высокая стоимость жизни, особенно плата за жилье и услуги ЖКХ, в связи с изношенностью и затратностью инженерной инфраструктуры.

2.Значительная дифференциация в уровне оплаты труда между отраслями экономики.

3. Отсутствие достаточного количества рабочих мест, особенно в малых селениях, главным образом для женщин и молодежи.

4. Большая доля трудоспособного населения, вынуждена заниматься личным подсобным хозяйством и работать за пределами района.

Сфера услуг

1. В районе оказываются все базовые услуги, на которые имеется спрос.

2. Развивается межпоселковое автобусное сообщение.

3. Наличие программы развития торговли на 2013-2014 годы.

1. Ниже среднеобластных показатели в расчете на 1 жителя: оборот розничной торговли, объем платных услуг, объем бытовых услуг,

2. В большинстве населенных пунктов отсутствуют предприятия бытового обслуживания, магазины по продаже промышленных и хозяйственных товаров, строительных материалов и бытовой техники.

Здравоохранение и продолжительность жизни

1. Наличие и реализация целевых местных, региональных программ и национального проекта «Здоровье», направленных на снижение и предупреждение заболеваемости.

 

1. Дефицит медицинских кадров (на 36% ниже нормативов по врачам и на 10% - по среднему медицинскому персоналу).

2. Недостаточное количество врачей узкой специализации (хирургов, педиатров, анестезиологов, акушеров-гинекологов и др.).

3. Недостаточное материально-техническое обеспечение лечебных учреждений района современным оборудованием и техникой.

4. Высокий износ медицинской техники.

5. Снижение доступности и качества обслуживания населения.

 

Образование

1. Реализация муниципальных программ и реализация мероприятий областных программ.

1. Сокращение числа учащихся, педагогических работников.

2. Недостаточное ресурсное обеспечение сферы образования.

3. Старение педагогических кадров.

4. Сокращение количества образовательных учреждений.

5. Низкий охват детей дошкольного возраста - 48%.

Жилищно-коммунальная сфера и благоустройство

1. Высокий уровень газификации района (99,6% домовладений).

2. Низкий износ электрических сетей (37%).

3. Низкая доля муниципального жилья.

4. Наличие программ поддержи молодых семей.

5. Участие района в программе «Сельский дом».

6. Реализация программ по капитальному ремонту многоквартирных домов, переселению граждан из аварийного жилого фонда.

 

1. Низкая обеспеченность населения тепловой энергией, водопроводом (47%).

2. Высокий износ сетей водоснабжения (65%), водоотведения (100%).

3. Малые объемы строительства жилья.

4. Отсутствие крупных специализированных организаций по строительству жилья и крупных инвесторов для организации комплексной застройки территорий.

5. Отсутствие практики решения проблем улучшения качества жизни населения на частно-государственной основе, привлечения к этому частного капитала.

6. Высокий процент износа водопроводных сетей.

6. Отсутствие системы водопровода и водоотведения в сельских поселениях.

7. Недостаток средств для проведения плановых ремонтов, капитальных ремонтов жилья.

8. Недостаток средств для модернизации инфраструктуры ЖКХ.

 

 

 

 

Факторы

Возможности (О)

Угрозы (Т)

Демография

и социальные процессы

1. Привлечение квалифицированных кадров, в т.ч. мигрантов.

2. Принимаемые государством меры по улучшению демографической ситуации в стране.

3. Государственная поддержка социально незащищенных слоев населения.

4. Участие в приоритетных национальных проектах «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье».

 

1. Усиление эмиграции коренного населения и замещение его низкокачественными трудовыми ресурсами из Средней Азии.

2. Инфляция и рост тарифов на ЖКХ.

3. Недоступность многих видов специализированной медицинской помощи в районных больницах.

4. Отсутствие достойных стимулов к деторождению.

Агропромышленный комплекс

1. Имеются не использованные резервы - пустующие земли.

2. Применение современных технологий. Внедрение энергосберегающих технологий.

3. Создание логистического центра по управлению движением потоков сельскохозяйственной продукции.

4. Разработать схему гарантированного сбыта продукции для сельхозпроизводителей, в том числе ЛПХ.

и гарантированного сбыта продукции для ЛПХ.

5. Освоение производства новых видов продукции: овощи, картофель.

 

 

 

1.  Усиление глобальной и межрегиональной конкуренции на агропродовольственном рынке, в том числе и в связи со вступлением России в ВТО, а также сокращение средств господдержки из регионального и федерального бюджета.

2.  Рост цен и тарифов на энергоносители, усиление диспаритета цен.

3.  Усугубление неблагоприятной рыночной ситуации для продукции животноводства.

4.  Ускоряющиеся темпы деградации земель сельскохозяйственного назначения.

5.  Повышение специфических рисков аграрной сферы (влияние неблагоприятных погодных условий, перепроизводство отдельных видов продукции и связанное с ним снижение цен и т.д.), сокращение рабочих мест в случае углубления специализации на производстве зерновых и технических культур.

6.  Усиление оттока квалифицированных кадров из аграрной сферы, старение рабочих кадров, обострение социальных проблем на селе.

Промышленное производство

1. Создание новых, расширение действующих перерабатывающих предприятий, в том числе за счет объединения в ассоциации.

2. Приток квалифицированных специалистов за счет миграции.

3. Позиционирование предприятий и их продукции во внешней среде, создание торговых марок.

1. Разрыв в объемах производства сырьевых и перерабатывающих отраслей. Получение урожая в объемах недостаточных для загрузки производственных мощностей.

2. Ухудшение экономической, технологической и экологической ситуации в сельском хозяйстве.

3. Недостаточная государственная поддержка как сельхозпредприятий, так и предприятий перерабатывающей промышленности.

4. Снижение качества продуктов промышленной переработки вследствие несовершенных технологий производства, хранения и транспортировки.


3. Стратегические направления социально-экономического развития МО Пономаревский район

3.1. Основная цель развития муниципального образования Пономаревский район


С учётом выявленных конкурентных преимуществ, исторически сложившейся ситуации, природных особенностей, географического положения, а также основных потенциальных возможностей и стремлений жителей района, выявленных в процессе разработки Стратегии, основная цель стратегии развития муниципального образования Пономаревский район сформулирована следующим образом:

"Повышение качества жизни населения на основе обеспечения устойчивого функционирования хозяйственного комплекса, развития человеческого потенциала и формирование благоприятного социального и инвестиционного климата и качественной среды проживания".

 

3.2. Вероятные сценарии стратегического развития Оренбургской области и их влияние на стратегию развития МО Пономаревский район

В условиях изменения ситуации в регионе и стране определяется и специфика стратегических направлений развития района. Исходя из положений Стратегии развития Оренбургской области на период до 2030 года, возможны следующие сценарии развития:

- сценарий постепенного роста;

- сценарий высокой макроэкономической неустойчивости;

- сценарий "либерализации";

- консервативный сценарий.

 

Сценарий постепенного роста в качестве ключевой внешней переменной предполагает замедление темпов потребления природных ресурсов в мире, что приведет к снижению спроса и, соответственно, цен на российские энергоносители и будет сопровождаться ослаблением рубля по отношению к мировым валютам.

Наиболее привлекательными для инвестирования будут те виды экономической деятельности, развитие которых связано с движением вверх по цепочке добавленной стоимости, что позволит компенсировать невысокие темпы роста цен на сырье. В Оренбургской области такими видами деятельности могут стать: производство продуктов питания, средние и верхние переделы химического комплекса, машиностроение, логистика.

Сценарий высокой макроэкономической неустойчивости предполагает рост мировых цен на нефть и другие минеральные ресурсы, который будет определяться сокращением добычи странами ОПЕК и дальнейшим расширением спроса со стороны развивающихся стран, а также вливанием денежной массы в мировую экономику в результате реализации антикризисных программ. Это сформирует тенденцию к укреплению рубля по отношению к мировым валютам.

Ключевые отрасли, которые потенциально могли бы заместить нефтяные и газовые доходы в бюджете, определены в задачах развития региона – это, прежде всего, машиностроение, АПК и химическая промышленность.

Сценарий «либерализации» предусматривает завершение этапа национализации и активную приватизацию в реальном секторе страны в посткризисный период. Ожидается снижение степени централизации бюджетной системы – большая доля собираемых налогов будет оставаться на территории регионов и муниципалитетов, что приведет к усилению межрегиональной поляризации в ПФО, в процессе которого Оренбургская область будет «уступать» соседним регионам часть инвестиций и человеческого капитала.

В соответствии с «консервативным сценарием» в посткризисный период в стране продолжится деприватизация, будет происходить дальнейшее увеличение или сохранение доли бюджетных средств, перераспределенных в социальную сферу. Сохранится высокая централизация бюджетной системы. Все эти условия приведут к снижению темпов роста, соответствующих макроэкономическим сценариям, и выравниванию межрегиональных различий.

Таким образом, исходя из проведенного анализа, наиболее вероятным сценарием развития области представляется сценарий постепенного роста с элементами сценария либерализации. Учитывая ситуацию и тенденции, сложившиеся в МО Пономаревский район на данный момент, общеобластной сценарий развития выглядит наиболее подходящим и для района.

 

3.3. Стратегические направления развития и выбор сценария развития муниципального образования

 

Формирование стратегии развития муниципального образования должно исходить из принципа соответствия стратегическим целям развития Российской Федерации и скоординированности принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики, социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ муниципального образования. 

В этой связи документы стратегического планирования муниципального образования, субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должны согласовываться между собой, а также с соответствующими документами стратегического планирования федерального уровня.

Основываясь на результатах анализа ситуации, сложившейся в МО Пономаревский район, учитывая тренды основных социально-экономических показателей, а также принимая во внимание Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года утвержденную распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №165-р и Стратегию социально-экономического развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденную постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 № 551-пп можно выделить несколько потенциальных альтернатив развития (сценариев):

1.     Экономика с сохранением существующих социально-экономических процессов (Стагнирующая экономика).

2.     Ускоренный экономический рост на основе создания инновационных производств.

3.     Устойчивое экономическое развитие на базе развития реального сектора, привлечения внешних инвестиций и стимулирования предпринимательских инициатив (сценарий постепенного экономического роста).

 

В рамках первого сценария предполагается, что району в силу низкой конкурентоспособности его экономики не удастся привлечь для своего развития крупные инвестиции. Собственники предприятий района будут в основном поддерживать и частично модернизировать существующие производства, а в отдельных случаях закрывать явно убыточные или неперспективные направления деятельности. Источники финансирования, на которые следует рассчитывать при реализации инерционного сценария, ограничиваются в основном дотациями из областного бюджета и  финансированием за счет целевых региональных и федеральных программ.

Так за счет осуществления приоритетных национальных проектов и дотаций из областного бюджета произойдет некоторое увеличение объемов жилищного строительства, улучшится финансирование системы здравоохранения и образования, однако системные проблемы решены не будут, проблема омоложения кадров решена не будет. За счет реализации областных целевых программ получит развитие сфера культуры, будет оказана  поддержка развитию малого бизнеса, что обеспечит повышение занятости и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет. При поддержке областного  бюджета могут быть осуществлены  отдельные мероприятия по  улучшению экологической ситуации, строительству объектов коммунальной инфраструктуры. Все это обеспечит определенное улучшение качества жизни населения, но нельзя говорить о структурных позитивных сдвигах.

В то же время,  основные проблемы района, выявленные в ходе анализа существующей ситуации, останутся неразрешенными. Пономаревский район по-прежнему останется сугубо аграрным. Объемы производства в сельскохозяйственной отрасли увеличатся незначительно, однако при этом может происходить сокращение количества рабочих мест.

При данном сценарии не удастся существенно изменить вектор демографической ситуации в районе. Численность населения района будет относительно стабильной, тенденции естественной убыли населения будут перекрываться положительным миграционным потоком. При этом количество трудоспособного населения будет примерно тем же, однако качество и уровень квалификации незначительно снизится.

Вышеизложенный сценарий развития района следует признать бесперспективным и нежелательным, т.к. не решает многие проблемы района.

 

Ускоренный экономический рост на основе создания инновационных производств предусматривает возможность привлечения значительных объемов инвестиций, которые позволят произвести перевод промышленности района на высокотехнологичное производство конкурентоспособной продукции, формирование замкнутого цикла от выращивания, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.  

Использование этих «точек роста» позволит Пономаревскому району за период до 2020 года превратиться в комплексное промышленно-аграрное, многофункциональное  муниципальное образование. Развитие малого бизнеса будет происходить высокими темпами в сфере потребительского рынка, производства сельскохозяйственной продукции, в обрабатывающей промышленности.

Значительно увеличатся объемы жилищного строительства, что приведет к развитию производства строительных и отделочных материалов. Число рабочих мест возрастет, наибольший прирост рабочих мест произойдет в строительной индустрии и малом бизнесе. Улучшится ситуация на рынке труда, экологическая ситуация, уровень благоустройства района. Район станет более притягательным для жителей других территорий, миграционное сальдо обеспечит еще больший приток рабочей силы.

Численность населения района вследствие инерционности демографических процессов на первом этапе продолжит стабильное снижение, а затем начнется увеличение, обусловленное как естественным приростом населения, так и миграционными процессами. Произойдет укрепление и совершенствование кооперационных связей Пономаревского района с соседними территориями, что принесет дополнительный эффект.

Однако выбрать конкретные новые технологии и производства, которые могут быть размещены на территории Пономаревского района, номенклатуру продукции и объемы производства, количество рабочих мест, объемы и источники инвестиций на данном этапе не представляется возможным. В первую очередь по причине отсутствия промышленности как таковой. Поэтому данный сценарий трудно реализуем, и рассматривается как маловероятный в ближайшее время.

Поскольку сценарий стагнирующей экономики не позволяет разрешить основные проблемы района, а инновационный сценарий имеет малую вероятность реализации из-за сложностей с поиском достаточного объема инвестиционных вложений и неопределенной ситуацией в сельскохозяйственной отрасли, был разработан третий сценарий, наиболее подходящий для Пономаревского района и предусматривающий устойчивое экономическое развитие на базе развития существующего реального сектора, привлечения внешних инвестиций и стимулирования предпринимательских инициатив.

Реализация данного сценария планируется в два этапа: 2013-2015 гг. и 2015-2020 гг. На первом этапе будет происходить постепенное укрепление существующего состояния экономики по следующим основным направлениям:

-      вывод на новый уровень существующих видов деятельности;

-      освоение производства новых видов продукции;

-      создание перерабатывающих производств, работающих на местном сырье.

 

Осуществление данных направлений должно проходить по схожим сценариям.

Выявленные тенденции Пономаревского района указывают на снижение доли крупных и средних сельскохозяйственных предприятий в пользу малых форм хозяйствования. С развитием малых форм на селе формируется полноценный хозяин-собственник, отвечающий за эффективное использование земли и средств производства. В продолжение данной динамики необходимо формирование нового вектора развития - создание семейных ферм.

Создание семейных ферм позволит увеличить объемы производства продукции животноводства и растениеводства. Семейная ферма - одна из форм создания на селе новых рабочих мест, которые бы повысили жизненный уровень сельчан, а значит, сократили бы миграцию трудовых ресурсов (в первую очередь молодых) в город.

Производство новых видов продукции (овощи, картофель) позволит использовать неосвоенный потенциал района и сформировать новый сегмент экологически чистого производства в сельском хозяйстве и взаимосвязанных с ним производств натуральных органических продуктов питания.

Внедрение современных технологий переработки сельхоз сырья, строительство новых сельскохозяйственных предприятий с замкнутым циклом переработки сырья позволят производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, с одновременным повышением ее количества, качества и конкурентоспособности. Отраслевая структура экономики района изменится, что будет связано с увеличением доли обрабатывающих производств.

Создание логистического центра по управлению движением потоков сельскохозяйственной продукции позволит обеспечить централизованный организованный сбыт продукции.

Развитие сельского уклада жизни населения будет происходить на новой качественной основе. Развитие в строительном комплексе будет происходить в основном ростом объемов жилищного строительства. Получат решение многие экологические проблемы. Численность населения района останется на уровне 2011 г. с последующим незначительным ростом.

Зависимость местного бюджета от регионального сократится.

Наиболее вероятный источник финансирования на первой стадии - собственные средства, банковские кредиты, средства федеральных и областных программ.

Параллельно проведению мероприятий по укреплению экономики района будет проводиться подготовка инвестиционных площадок, включающая в себя ряд мероприятий:

-    разработка маркетинга территории;

-    выявление и формирование перечня инвестиционных площадок;

-    разработка инвестиционного паспорта района и др.

При таком сценарии руководство МО должно обеспечить создание положительного инвестиционного имиджа района, что будет способствовать привлечению инвестиций в экономику района. Таким образом, первый этап стратегии является подготовительным для привлечения инвестиций.

Второй этап сценария предусматривает привлечение внешних инвестиций в существующие и новые производства с целью достижения целевого ориентира стратегии развития Пономаревского района:

-     Техническая и технологическая модернизации сельского хозяйства, как главного ресурса района, внедрение инновационных технологий.

-     Диверсификация экономики и развитие промышленного потенциала.

-     Создание и развитие сельскохозяйственных перерабатывающих производств. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающей углубленную переработку сельскохозяйственного сырья, необходимые объем производства и качество продукции.

-     Выход и закрепление местной продукции на региональном уровне.

Учитывая наиболее вероятный характер данного сценария, дальнейшая разработка комплексной программы социально-экономического развития Пономаревского района, будет опираться на этот сценарий. Однако не исключено, что после выполнения соответствующих проектных разработок концепция социально-экономического развития района потребует существенной корректировки в сторону инновационного сценария.

Наглядно сценарий постепенного экономического роста представлен на рисунке 3.


 

 


 

4. Программы реализации стратегических направлений

 

Целью и задачами формируемых муниципальных программ должно стать стимулирование и развитие мероприятий, указанных в п.3.3 настоящего документа.

Необходимыми условиями для реализации Стратегии являются следующие положения.

Привлечение в экономику муниципального образования необходимого объема внешних инвестиций, направленных на создание новых рабочих мест в реальном секторе экономики. Также возможно участие в федеральных и региональных целевых программах и применения механизмов государственно-частного (муниципально-частного) партнерства, кооперации, интеграции местных производителей, межмуниципальное сотрудничество.

Конкурентоспособность района определяется не только наличием тех или иных промышленных предприятий, а наличием качественного человеческого потенциала и уровнем жизни. Поэтому улучшение качества человеческого потенциала – одно из важнейших условий для достижения целей развития муниципального образования.

Наравне с осуществлением мероприятий, связанных с развитием экономики и привлечением инвестиций, необходима разработка программ, направленных на обеспечение привлекательных условий для жизни и труда в муниципальном образовании.

Программы должны учитывать стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность, модернизацию сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения, улучшение жилищных условий сельского населения, создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.

Исходя из цели развития муниципального образования, определенных направлений развития, и выявленных возможностей района, необходимо осуществление следующих первоочередных мероприятий (пп. 4.1-4.3 настоящего документа).

Указанные мероприятия (таблицы 3-9) и сроки должны найти отражение в индивидуальных годовых планах работы руководителей подразделений администрации. Перечень мероприятий является базовым и не исчерпывающим.

Перечень должен быть дополнен необходимыми мероприятиями в рамках ежегодного процесса дополнения стратегии.

Указанные мероприятия должны включаться в годовые планы работы сотрудников администрации.

При формировании муниципальных программ необходимо использовать программные документы, принятые органами власти Оренбургской области и заложенные в Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, (Постановление Правительства Оренбургской области № 551-пп от 20.08.2010 года).

Перечень областных целевых программ и подпрограмм, финансируемых из областного бюджета, приведён в приложении 2.

В целях реализации Стратегии развития района требуют приведения в соответствие с основными стратегическими направлениями развития, действующие муниципальные целевые программы.

 

 

4.1 Система мер и мероприятий по созданию условий устойчивого развития экономики МО Пономаревский район

 

Первая стратегическая задача заключается в формировании условий устойчивого развития экономического потенциала муниципального образования посредством реализации мероприятий по основным направлениям выбранного сценария развития.

 

 

4.1.1. Развитие сельскохозяйственного производства, создание перспективных промышленных производств

 

Одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является укрепление сельской экономики с последующей ее диверсификацией, технологическое обновление ее отраслей, в первую очередь в агропромышленном комплексе.

Необходимо разработать меры по поэтапному переходу от преимущественно монофункциональной модели сельской экономики к полифункциональной и диверсифицированной. Это предполагает создание в сельской местности максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости. Первым шагом в этом направлении является - семейная ферма.

 

 


Таблица 3 – Система мер и мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства, созданию перспективных промышленных производств в МО Пономаревский район

 

Наименование комплекса мероприятий для реализации задачи

Мероприятия на долгосрочную и среднесрочную перспективы

Ответственные (везде – сотрудники МО совместно с руководителями хозяйствующих субъектов)

Развитие высокоэффективного сельскохозяйственного производства на индустриальной основе

Поддержка действующих сельскохозяйст-венных предприятий и развитие новых производств

Разработать программу обеспечения хозяйств района высокоурожайными засухоустойчивыми сортами зерновых культур, освоить технологию их возделывания с привлечением специалистов Оренбургского научно-исследовательского института сельского хозяйства.

Заместитель главы, начальник управления сельского хозяйства, руководители сельхозпредприятий, КФХ.

Разработать и внедрить высокопродуктивные коротко ротационные севообороты с различным уровнем интенсивности, с применением минеральных удобрений, сидерации и ресурсосберегающих приемов основной и предпосевной обработки почв, способствующие восстановлению плодородия и повышению урожайности культур с привлечением специалистов Оренбургского научно-исследовательского института сельского хозяйства.

Разработка планов внедрения современных инновационных технологий в сельском хозяйстве, в основу которых заложены принципы почвозащиты, ресурсосбережения, сохранения и повышения плодородия почв при внедрении адаптивно-ландшафтной системы.

Начальник управления сельского хозяйства

Разработка плана освоения неиспользуемого потенциала в производствах новых для района видов сельскохозяйственной продукции: овощи, картофель.

Разработка и внедрение программы по созданию инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, подработка, сбыт сельскохозяйственной продукции)

Разработка перспективного плана обновления производственных кадров предприятий всех форм собственности.

Участие в областных программах по поддержке и развитию семейных ферм.

Создание гарантийных и залоговых фондов для обеспечения кредитов, привлекаемых малыми формами хозяйствования на селе, за счет средств местного бюджета и муниципального имущества.

Заместитель главы по финансовым и экономическим вопросам

Развитие действующих и создание перспективных промышленных производств

Развитие действующих и создание новых производств

Разработка плана освоения производств по переработке местного сельскохозяйственного сырья, что приведет к удлинению производственной цепочки и созданию дополнительной добавленной стоимости.

Зам. главы по финансовым и экономическим вопросам, зам. главы, начальник управления сельского хозяйства

Разработка плана создания с организациями соседних районов совместных производств, работающих на местном сельскохозяйственном сырье, и торговых марок.

Участие в областных программах по поддержке и развитию сельскохозяйственного производства

 

4.1.2. Формирование инвестиционного имиджа МО Пономаревский район

Направления деятельности органов местного самоуправления МО Пономаревский район по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории района и стимулированию производства:

1.           Создание благоприятных условий для развития предприятий на основе создания развитой инфраструктуры (дороги, газо- и водоснабжение, электроэнергия, очистные сооружения, полигоны по захоронению мусора и т.п.).

2.           Содействие предприятиям в продвижении товаров на региональном и российском рынке, организация участия в выставках, конференциях, торговых ярмарках.

3.           Организация мониторинга инвестиционного климата района и использование различных механизмов привлечения инвестиций, которые должны включать:

-         изучение потенциальных инвестиционных возможностей района;

-         ведение базы данных об имеющихся на предприятиях района инвестиционных проектах;

-         осуществление мониторинга за выполнением планов по реализации инвестиционных проектов и другие меры.

4.           Стимулирование использования предпринимателями различных механизмов привлечения инвестиций (лизинг, франчайзинг и другие), разработанных на основе действующего законодательства.

5.           Информационная открытость, которая является одним из определяющих факторов активизации инвестиционного процесса и формирования благоприятного инвестиционного климата, которая подразумевает осуществление регулярного распространения информации о районе, рекламу инвестиционных проектов среди региональных, российских и зарубежных инвесторов.

6.           Создание реестра незадействованных земельных участков, обеспеченных полным набором необходимой инфраструктуры (газо- и водоснабжение, электроэнергия, очистные сооружения и т.п.), что способствует привлечению инвестиций на территорию района.

Для устойчивого экономического роста муниципального образования в целом важно, чтобы в нем сформировались и получили развитие отрасли, наиболее эффективно использующие местные ресурсы, имеющийся потенциал - отрасли промышленности по переработке местного сельскохозяйственного сырья.

 

Таблица 4 - Система мер и мероприятий по формированию инвестиционного имиджа МО Пономаревский район

Наименование комплекса мероприятий для реализации задачи

Мероприятия на долгосрочную и среднесрочную перспективы

Ответственные (везде – сотрудники МО совместно с руководителями хозяйствующих субъектов)

Создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата

для развития промышленных предприятий, сельскохозяйственных производств, малого бизнеса

Разработка концепции инвестиционного маркетинга муниципального образования

Выявление и формирование характеристик района, которые могут послужить средством притяжения инвесторов.

Руководители структурных подразделений администрации

Формирование перечня инвестиционных площадок и комфортных для инвестора условий их предоставления.

Разработка и утверждение генерального плана развития территорий, выделение участков земли под развитие инвестиционных проектов.

Начальник отдела архитектуры и градостроительства

Предусмотреть в бюджетах района на 2013-2015 годы средства на разработку ТЭО возможных инвестиционных проектов для предложения инвесторам

Зам. главы по финансовым и экономическим вопросам

Доработка инвестиционного паспорта района, его актуализация и продвижение инвестиционных возможностей района в среде инвесторов с привлечением организаций занимающихся этим профессионально.

Зам. главы по финансовым и экономическим вопросам,начальник отдела экономического анализа и прогнозирования

Изучение и обмен опытом работы с субъектами РФ и муниципальными образованиями с высоким уровнем социально-экономического развития

Глава района с привлечением функциональных служб

Участие в конференциях, семинарах по вопросам повышения инвестиционной привлекательности территорий.

Создание льготных условий для внешних и местных инвесторов, в т.ч. обеспечение минимального изначального объема ресурсов, входящих в компетенцию органов власти муниципалитета (земля, коммуникации и т.д.)

Создание условий по информационному продвижению товаров, работ, услуг предприятий, расположенных на территории района

 

Создание раздела на сайте района, посвященного деятельности местных производителей, поддержание информации в актуальном состоянии (в т.ч. на иностранных языках).

 

Начальник отдела экономического анализа и прогнозирования

 

Разработка брендов для производимой продукции, их продвижение на региональном уровне.

Освоение продуктового рынка г. Оренбурга и приграничных регионов (РБ, РТ и т.д.), продвижение продукции местных товаропроизводителей на эти рынки.

Регулярное участие в проводимых региональных выставках по приоритетным сферам деятельности.

Глава района с привлечением функциональных служб

 

 4.1.3. Поддержка малого и среднего бизнеса

 Оказание поддержки малому и среднему бизнесу в соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Основные направления поддержки определены в соответствии с действующим законодательством и представлены в виде:

-      финансовой поддержки в виде предоставления субсидий (компенсаций) части уплаченных процентов по кредитам кредитных организаций;

-      имущественной поддержки в виде предоставления в пользование муниципального имущества;

-      информационной поддержки;

-      консультационной поддержки;

-      поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

-      организации работы Совета по малому и среднему предпринимательству при главе администрации муниципального района;

-      содействие созданию и эффективному функционированию некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.

Высокий адаптационный потенциал малого и среднего предпринимательства следует использовать в решении важнейших экономических задач: повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, сокращение доли неэффективных производств и т.п. Малый и средний бизнес является не только основой пополнения бюджетов всех уровней, но и инструментом решения таких социальных вопросов, как обеспечение устойчивой занятости населения, увеличение доходов, формирование среднего класса, способствующего социально-политической стабильности общества и т.д.

 

Таблица 5 - Поддержка малого и среднего бизнеса в МО Пономаревский район

Наименование комплекса мероприятий для реализации задачи

Мероприятия на долгосрочную и среднесрочную перспективы

Ответственные (везде – сотрудники МО совместно с руководителями хозяйствующих субъектов)

Поддержка развития малого и среднего бизнеса

Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства

Участие в реализации на территории района мероприятий областной программы поддержки малого предпринимательства

 

 

Начальник отдела экономического анализа и прогнозирования

Разработка плана освоения неиспользованного промышленного потенциала за счет субъектов малого предпринимательства на кооперативной основе за счет средств грантов и кредитных средств.

Разработка программы поддержки малого бизнеса в приоритетных видах деятельности, выбор которых определяется максимальным перспективным вкладом в реализацию задач Стратегии.

Создание информационной страницы на сайте муниципального образования с актуальной информацией о программах поддержки, оказываемых федеральным и областным правительством, а также о поддержке со стороны муниципальных властей.

Начальник отдела экономического анализа и прогнозирования

Открытие информационно-консультационного пункта для консультации предпринимателей.

Подготовка реестра муниципального имущества, которое может быть предоставлено предпринимателям, развивающим переработку сельскохозяйственной продукции или другое производство на льготных условиях, в т.ч. бесплатно.

Начальник отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям

 

 4.1.4. Основные направления бюджетной политики

Стратегическими ориентирами развития бюджетной политики МО Пономаревский район являются задачи по улучшению качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, повышение эффективности и прозрачности управления муниципальными финансами.

 

Основными направлениями бюджетной политики должны стать:

1.                Усиление инвестиционной направленности экономического развития муниципального района.

2.                Создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы.

3.                Принятие мер по легализации «теневой» заработной платы.

4.                Совершенствование управления муниципальной собственностью.

5.                Координация действий органов исполнительной власти с налоговыми органами, а также с главными администраторами неналоговых доходов, улучшение качества налогового администрирования, увеличение собираемости налогов.

 

4.1.4.1. Задачи по увеличению доходной части местного бюджета

1.                Реализация мер, направленных на обеспечение устойчивого роста экономики.

2.                Совершенствование управления муниципальной собственностью, оптимизация объема и структуры муниципальной собственности, принятие комплекса мер по обеспечению рентабельной деятельности муниципальных унитарных предприятий.

3.                Организация учета объектов муниципальной собственности, внедрение практики рыночной оценки имущества при совершении сделок с ним, обеспечение доступности и публичности информации, касающейся распоряжения имуществом.

4.                Взаимодействие с налоговыми органами с целью повышения точности планирования администрируемых ими доходов, увеличения собираемости налоговых и неналоговых доходов на территории района, поиск новых методов работы межведомственной комиссии с должниками, мониторинг налоговой недоимки по основным налогоплательщикам в местный бюджет, анализ причин возникновения недоимки, разработка и осуществление мер по сокращению налоговой недоимки.

5.                Через взаимодействие с налоговыми органами осуществление контроля за процессом банкротства расположенных на территории района хозяйствующих субъектов.

Таблица 6 - Мероприятия по увеличению доходов и оптимизации расходов бюджета МО Пономаревский район

 

Наименование комплекса мероприятий для реализации задачи

Мероприятия на долгосрочную и среднесрочную перспективы

Ответственные (везде – сотрудники МО совместно с руководителями хозяйствующих субъектов)

Увеличение доходов и оптимизация расходов бюджета

муниципального образования

Увеличение доходов и совершенствование формирования местного бюджета

Обеспечить увеличение собираемых налогов за счет развития бизнеса, открытия новых предприятий, роста зарплат.

Зам. главы по финансовым и экономическим вопросам Зам.главы , начальник управления сельского хозяйства

Увеличение доходной части бюджета за счет повышения эффективности работы предприятий, малого бизнеса и малых форм хозяйствования на селе и сокращение доли безвозмездных и безвозвратных перечислений из областного бюджета в общих доходах.

         

4.1.4.2. Обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств


1.                Проведение инвентаризации расходных обязательств.

2.                Долгосрочное бюджетное планирование.

3.                Экономия средств местного бюджета за счет совершенствования процедур закупки товаров и услуг, размещение муниципального заказа путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, которые способствуют развитию конкуренции за право исполнения муниципального заказа, привлечение к участию в торгах широкого круга участников.

4.                Достижение максимально эффективного использования бюджетных средств путем применения методов бюджетирования, ориентированных на результат.

5.                Внедрение в учреждениях бюджетной сферы отраслевой системы оплаты труда.

 
 


4.2. Социальная политика и создание условий для гармоничного развития личности


В рамках второго стратегического направления необходимо решить следующие задачи:

- определить перспективы развития каждого конкретного села и поселка, разработать программу переселения внутри района из отдаленных и малонаселенных сел с созданием в укрупняемых поселениях центров предоставления всех необходимых социальных услуг:

- дошкольных образовательных учреждений;

- средней школы;

- ФАП;

- отделение банка;

- продовольственного магазина;

- маршрутов внутрирайонного сообщения;

- выделение земельных участков для ведения ЛПХ, развития КФХ и др.

- стимулирование активности работодателей, в привлечении молодых кадров и предоставлении жилья;

- создание преференций для молодых специалистов и молодых семей в обеспечении благоустроенным жильем;

- системная работа по привлечению граждан РФ и ближнего зарубежья, переселяющихся в сельскую местность.

 

Перечень первоочередных мероприятий приведен в таблице 7.


Таблица 7 – Система мероприятий по созданию условий развития человеческого капитала и улучшения социальной жизни в МО Пономаревский район

 

Наименование комплекса мероприятий для реализации задачи

Мероприятия на долгосрочную и среднесрочную перспективы

Ответственные от органов местного самоуправления

Совершенствование системы здравоохранения и улучшение демографической

ситуации с учетом реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»

Создание условий для улучшения демографической ситуации и совершенствование системы здравоохранения

Разработать программу паритетного участия предприятий и муниципалитета в вопросах обеспечения социальных гарантий специалистам (жилье, земля), в первую очередь молодым.

Заместитель главы по социальным вопросам

В крупных населенных пунктах выделить зоны новой застройки с подведением основных коммуникаций, и дальнейшим предоставлением земельных участков молодым семьям на безвозмездной основе.

Первый зам главы

Разработать программу привлечения в МО выпускников медицинских, педагогических образовательных учреждений, основанную на предоставлении в долгосрочную аренду с последующим переходом в собственность земельного участка или дома по программе «Сельский дом».

Заместитель главы по социальным вопросам, совместно с руководителями подразделений

Предусмотреть частичное финансирование содержания детей в частных детских садах, стимулировать создание частных детских садов.

Заместитель главы по социальным вопросам

 

Улучшение условий среды обитания населения с учетом приоритетного

национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

Развитие жилищного строительства и улучшение условий проживания

Реализация мероприятий по обеспечению разработки градостроительной документации на территории муниципального образования в том числе:

Первый заместитель

главы ,

 

- разработка схемы территориального планирования в границах муниципального образования;

- разработка генеральных планов сельских поселений.

Участие в реализации на территории района мероприятий федеральных и областных целевых программ по строительству и обеспечению жильём.

Обеспечение доступным жильем работников АПК и социальной сферы на селе, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».

Заместители главы с привлечением районных руководителей организаций

Бесплатное выделение земельных участков для строительства жилья молодым семьям, работающих в проблемных отраслях: медицинским работникам, молодым учителям, работникам сельскохозяйственных организаций.

Инвентаризация неиспользуемого жилого и нежилого фонда с целью определения собственников и дальнейшего использования имущества.

Первый заместитель

главы

Повышение качества услуг и улучшение

материально - технического состояния ЖКХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка и реализация ежегодных муниципальных мероприятий энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере района.

Первый заместитель

главы

Разработка и реализация ежегодных муниципальных мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства за счет финансирования Фонда реформирования ЖКХ.

Глава района,

Первый заместитель

главы

Внедрение системы по информированию населения о целевом использовании платежей за услуги ЖКХ.

Обустройство полигонов для складирования твердых бытовых отходов. Предоставление полигона в пользование для предприятий мусоросортировщиков.

Первый заместитель

главы

Реализация программ и мероприятий по ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда, модернизации жилого фонда и т.д.

Создание условий для привлечения

инвестиций в сферу ЖКХ

Повышение квалификации специалистов коммунальных предприятий и привлечение молодых кадров.

Первый заместитель

главы

Инвестиции в человека

Формирование благоприятных условий для развития личности

 

Разработать программу проведения открытых лекций по гуманитарным дисциплинам на базе местных библиотек с приглашением преподавателей вузов области и духовенства и обязательное посещение таких лекций школьниками района в рамках внеклассного чтения в школе.

Заместитель главы по социальным вопросам,

 

 

Разработать программу пропаганды здорового образа жизни и личностного развития.

Предусмотреть строительство новых и реконструкцию существующих открытых спортивных площадок на территории школ с возможностью доступа населения.

В местной газете ввести рубрику о здоровом образе жизни для селян всех возрастов.

Главный врач ЦРБ

Развитие зон отдыха, досуга и оздоровления населения

Разработка и реализация комплекса мероприятий по созданию объектов зон отдыха.

Глава района,

Заместитель главы по социальным вопросам

Определение перечня объектов для отдыха и оздоровления, требующих инвестиционных вложений.

Проведение мероприятий по привлечению внутренних и внешних инвесторов для развития зон отдыха, рассмотреть возможности межмуниципального сотрудничества по развитию зон отдыха.

Заместитель главы по финансовым и экономическим вопросам

 

 5. Механизмы реализации стратегии

 

Стратегия, как основополагающий документ призвана решить следующие задачи:

-      определить и сформулировать основные цели, задачи и направления деятельности администрации МО Пономаревский район до 2020 года, и перспективу до 2030 г.

-      заложить основные мероприятия, направленные на достижение поставленных целей

-      служить руководствующим документом, при разработке программ развития в МО,

-      отчет об исполнении мероприятий, направленных на реализацию стратегии, может служить отчетным документом о работе Администрации МО за год.

Стратегия социально-экономического развития МО Пономаревский район до 2020 года (Стратегия развития) является долгосрочной комплексной программой, определяющей основные мероприятия и направления развития района.

Первоочередная задача Администрации муниципального образования на первый квартал 2013 года - обеспечить консолидацию местного бизнес-сообщества на реализацию стратегии развития, инициировать процесс совместной разработки планов, ориентированных на достижение положений стратегии.

Также Администрации района необходимо обеспечить согласованность краткосрочного (один год) и среднесрочного (три года) планирования, ориентированного на реализацию положений Стратегии развития. В связи с этим положения Стратегии должны служить отправной точкой при разработке программ социально-экономического развития и бюджетов муниципального образования.

Общую координацию и сводное планирование мероприятий, программ и планов, реализующих направления, предусмотренные Стратегией, целесообразно возложить на заместителя главы администрации района по финансовым и экономическим вопросам.

Ответственность за реализацию мероприятий стратегии, а также за достижение целевых показателей качества реализации стратегии необходимо возложить на соответствующие отделы и управления Администрации района.

Депутаты Законодательного собрания, представляющие интересы Пономаревского района, должны оказывать содействие в продвижении на областном уровне проектов и программ, направленных на реализацию Стратегией.

Начиная со второго года после принятия Стратегии, ежегодно должна осуществляться оценка хода реализации Стратегии и при необходимости корректировка ее положений.

Необходимость использования названной процедуры объясняется неполной предсказуемостью хода реализации сложных социально-экономических процессов, порождаемой наличием большого числа внешних неуправляемых факторов, воздействующих на ход выполнения Стратегии.

Первая корректировка стратегии может быть осуществлена не ранее чем через один год после утверждения стратегии и связана с уточнением выбранных направлений развития и дополнением необходимых мероприятий.

5.1. Основания для внесения изменений в Стратегию развития

Основаниями для внесения изменений в Стратегию могут быть:

-       изменение законодательства Российской Федерации и Оренбургской области по вопросам предметов ведения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления и по вопросам финансовых основ местного самоуправления;

-       существенным изменением внешних условий экономического развития Российской Федерации и Оренбургской области (т.е. те, которые не предусмотрены Стратегией развития Оренбургской области до 2020 и перспективу до 2030 года), которые влияют на возможности реализации положений стратегии развития;

-       заключение муниципальным образованием МО Пономаревский район соглашений со стратегическими инвесторами, определяющих непредусмотренные стратегией развития направления развития.

Внесение изменений в Стратегию (корректировка Стратегии) осуществляется нормативным правовым актом того же уровня, которым был принят настоящий документ.

Периодичность внесения изменений в Стратегию не чаще одного раза в один год.

 6. Основные целевые индикаторы, достижение которых должна обеспечивать стратегия социально-экономического развития
МО Пономаревский район

 

№ п/п

Показатель

Текущее значение 2011 год

2020 год

Целевое значение 2030 год

1.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

66,9

72,0

не менее 75 лет

2.

Численность населения региона

15,35

16,0

16,9

3.

Миграционный прирост, ежегодно, 

человек на 10 000 населения

-136

40

70

4.

Средняя обеспеченность жильем, кв.м.

26,2

29,4

33,0

5.

Среднедушевые доходы населения, тыс. руб.

10,0

20,0

40,0

6.

Численность граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума, %

30%

20%

10%

7.

Безработица, %

2,0

1,6

1,2

8.

Доля граждан, получающих услуги непрерывного образования, процентов

-

15,0

25,0

9.

Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями, процентов от численности детей соответствующего возраста

-

100,0

100,0

10.

Доля жителей района, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, процентов

-

35,0

60,0

11.

Количество зарегистрированных товарных знаков районной продукции

-

3

5

12.

Количество предприятий и организаций, перешедших из разряда малого в средний бизнес

-

5

9

 

*) в соответствии со Стратегией развития Оренбургской области до 2030 года.


Приложение 1
Перечень потенциальных инвестиционных проектов

 


 

Название проекта

1.      

Производство круп под собственной торговой маркой или по франшизе.

2.      

Фермы по разведению крупнорогатого скота современных пород.

3.      

Хладобойня.

4.      

Развитие тепличного хозяйства с цехом по переработке овощей,

в т.ч. производства овощных смесей глубокой заморозки.

5.      

Хлебопекарное и кондитерской производство.

6.      

Налаживание эффективной системы снабженческо-сбытовых услуг по реализации сельскохозяйственной продукции.

7.      

Очистка и разлив в 1-1,5 пластмассовые бутылки подсолнечного масла.

8.      

Выращивание льна (на масло, на ткани и др.).

9.      

Выращивание нетрадиционных культур (рыжик, нут, горох, горчица, конопля).

10.            

Мельница и дальнейшая переработка пшеницы.

11.            

Пекарня (выпечка, чак-чак, пирожные, пироги, торты).

12.            

Инвестиционная площадка – глины для буровых растворов.

13.            

Переработка молока (казеин, сыворотки).

14.            

Сыроварня.

15.            

Организация ферм по выращиванию страусов, перепелов.

16.            

Строительство биогазовых установок для получения биогаза (с последующим получением электиреской энергии) и удобрений в т.ч. работающих на навозных стоках, твердых бытовых отходах, силосе, послеспиртовой барде.

17.            

Производство пеностекла.

18.            

Организация производства листового стекла.

19.            

Организация производства фанеры и опалубок для монолитного домостроения.

20.            

Производства хлебопекарных дрожжей.

21.            

Организация производства биодизеля (в т.ч. из рапса).

22.            

Налаживание эффективной системы снабженческо-сбытовых услуг по реализации сельскохозяйственной продукции.

23.            

Сгущенное молоко, плавленый сыр, чечел, и т.д.

24.            

Вермишель быстрого приготовления.

25.            

Мясо-молочный комбинат (переработка мяса и молока).

26.            

Создание высокоудойного стада.

 

 

 

Разместить в блоге
Добавить в закладки
Отправить по почте
Форма

Отправить

Версия для печати

© 2011—2017 Портал муниципальных образований

Пономаревский район

Cделано в Опытном Креативном Бюро